|
Ремонт двигателя.
Ремонт системы охлаждения.
Радиатор и вентилятор с кожухом
 |
1 - радиатор
2 - пробка сливного отверстия радиатора
3 - расширительный бачок
4 - подводящий шланг радиатора
5 - отводящий шланг
6 - пароотводящий шланг (к расширительному бачку)
7 - кожух с вентилятором |
Предупреждения
Перед началом работы отсоедините провод от клеммы "-" аккумуляторной батареи.
Снятие и установка радиатора выполняется на холодном двигателе.
Примечания
 |
Расположение пробки сливного отверстия охлаждающей жидкости на блоке цилиндров. |
Если вы снимаете вентилятор вместе с радиатором, то операции 6 и 9 выполнять не надо.
Одной из возможных причин перегрева двигателя может быть засорение радиатора. В этом случае промойте радиатор водой.
Проверьте герметичность радиатора. Для проверки заглушите патрубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,2 МПа (2 кгс/см2) и опустите радиатор в ванну с водой на 1 мин. Если появились пузырьки воздуха, то радиатор негерметичен и его надо заменить.

1. Отверните болты крепления защиты картера и снимите ее. |

2. Отверните пробку расширительного бачка и откройте кран отопителя. |

3. Установите под сливное отверстие емкость, отверните пробку сливного отверстия в блоке цилиндров и слейте из блока охлаждающую жидкость. |

4. Установите емкость под сливное отверстие, отверните пробку сливного отверстия радиатора и слейте охлаждающую жидкость из радиатора. |

5. Отсоедините провода от датчика включения электровентилятора. |

6. Отверните два болта и две гайки крепления кожуха электровентилятора. |

7. Отверните две гайки крепления и снимите кронштейн. |

. Отсоедините колодку с проводами от электродвигателя вентилятора. |

9. Наклоните кожух с электровентилятором в сторону двигателя и выньте его из моторного отсека. |

10. Ослабьте хомуты крепления и отсоедините два верхних шланга от радиатора. |

11. Отсоедините нижний шланг от радиатора. |

12. Наклоните радиатор в сторону двигателя и выньте его из моторного отсека. |
Замена крыльчатки и электродвигателя вентилятора
 |
Детали крепления вентилятора:
1 - гайка
2- пружинная шайба
3 - плоская шайба
4 - распорная втулка
5- резиновая подушка |

1. Отсоедините провода электродвигателя вентилятора от держателя на кожухе вентилятора. |

2. Отверните три гайки крепления и снимите электродвигатель с крыльчаткой с кожуха. |

3. Отверните гайку крепления. |

4. Снимите крыльчатку с электродвигателя. |

5. Для замены подушек вентилятора вытолкните отверткой распорную втулку из подушек. |

6. Выньте подушку из отверстия в кожухе вентилятора. |
7. Установите электродвигатель с крыльчаткой на кожух в порядке, обратном снятию. |
Установка радиатора и вентилятора с кожухом
 |
Радиатор системы охлаждения:
1 - пробка сливного отверстия
2- датчик включения вентилятора
3 - штифты нижнего крепления
4 - резиновые подушки |
|
1. Установку радиатора и кожуха с вентилятором производите в порядке, обратном снятию, с учетом следующих моментов. |

2. Сначала установите резиновые подушки в отверстия кузова, а затем вставьте в них установочные штифты радиатора. |

3. Перед установкой радиатора в моторный отсек наклоните его и подсоедините к радиатору верхние шланги системы охлаждения. |
4. После установки залейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения. |
Проверка и замена термостата
 |
1 - пробка сливного отверстия радиатора
2 - термостат
3 - шланг к подводящей трубе насоса
4 - шланг к расширительному бачку
5 - нижний шланг радиатора (отводящий) |
Примечания
 |
Если двигатель перегревается во время работы или медленно прогревается до рабочей температуры, нужно проверить термостат. |
Для проверки термостата на автомобиле пустите двигатель и потрогайте рукой нижний шланг радиатора. Он должен быть холодным. После того как температура охлаждающей жидкости достигнет 87-92 °С, шланг должен начать нагреваться. Если этого не происходит, нужно снять термостат и проверить его работоспособность.
 |
Термостат:
I - входной патрубок (от радиатора)
2- резиновая вставка
3 - твердый термочувствительный наполнитель
4 - пружина перепускного клапана
5- входной патрубок (от двигателя)
6 - перепускной клапан
7- выходной патрубок (к насосу)
8- пружина основного клапана
9 - основной клапан
10- патрубок (от расширительного бачка)
11 - поршень |

1. Отверните болты крепления защиты картера и снимите ее. |

2. Отверните пробку расширительного бачка. |

3. Установите емкость под сливное отверстие, отверните пробку сливного отверстия блока цилиндров и слейте охлаждающую жидкость из блока цилиндров. |

4. Установите емкость под сливное отверстие, отверните пробку сливного отверстия радиатора и слейте охлаждающую жидкость из радиатора. |

5. Ослабьте затяжку хомутов. |

6. Отсоедините три шланга от корпуса термостата. |

7. Ослабьте затяжку хомута и снимите термостат со шлангом. Затем отсоедините короткий шланг от термостата. |

8. Опустите термостат в воду, подогретую до 78-80 °С . Нагрейте воду, постоянно перемешивая ее, до (87±2) °С. |

9. При температуре (87±2) °С основной клапан термостата должен начать открываться. Если этого не происходит, замените термостат. Установку термостата произведите в порядке, обратном снятию. |
Снятие водяного насоса
Примечания
Основные дефекты водяного насоса:
1. Течь охлаждающей жидкости из насоса.
2. Износ подшипника насоса, о чем свидетельствует повышенный шум при его работе.
Перед началом:
Отсоедините провод от клеммы "-" аккумуляторной батареи и слейте охлаждающую жидкость.
 |
1 - натяжной ролик
2- шкив распределительного вала
3 - ремень привода распределительного вала
4 - шкив генератора
5- ремень генератора
6- шкив коленчатого вала
7- шкив водяного насоса |
 |
Точки крепления задней крышки привода распределительного вала и водяного насоса. |
Предупреждение
После снятия ремня привода распределительного вала запрещается поворачивать распределительный и коленчатый валы, иначе поршни могут ударить по клапанам.

1. Отверните три болта крепления передней крышки привода распределительного вала и снимите |

2. Установите поршень первого цилиндра в в.м.т. Для этого поверните коленчатый вал за болт крепления шкива коленчатого вала так, чтобы метка на шкиве распределительного вала встала напротив метки на задней крышке привода распределительного вала. |

3. Ослабьте затяжку гайки крепления натяжного ролика и ослабьте натяжение ремня, повернув ролик. |

4. Снимите ремень со шкивов распределительного вала и водяного насоса. |

5. Отверните болт крепления шкива распределительного вала. Чтобы распределительный вал не проворачивался, вставьте отвертку в отверстие шкива и уприте ее в гайку крепления задней крышки. |

6. Снимите шкив распределительного вала с помощью двух отверток. |

7. Отверните гайку и четыре болта крепления задней крышки. |

8. Отведите в сторону заднюю крышку и выньте водяной насос, подцепив его отверткой за зубчатый шкив. |

9. Если насос не удается вынуть, отожмите двигатель в сторону. |
Дефектовка и установка водяного насоса
Примечание
Ремонт водяного насоса, как правило, к желаемому результату не приводит, поэтому рекомендуется заменять насос в сборе.

1. Водяной насос надо заменить, если:
в процессе эксплуатации была замечена течь охлаждающей жидкости из насоса; имеется заметный осевой люфт валиканасоса (более 0,13 мм); обнаружены трещины, сколы, выкрашивания на крыльчатке 1, шкиве 3 или корпусе 2 насоса. Подшипник с валиком зафиксирован в корпусе насоса стопорным винтом 4. Для герметичности между корпусом насоса и блоком цилиндров установлена прокладка 5. |

2. Установите водяной насос в порядке, обратном снятию, заменив при этом уплотнительную прокладку. После этого отрегулируйте натяжение ремня привода распределительного вала и залейте охлаждающую жидкость. |
Замена охлаждающей жидкости

Пробка сливного отверстия блока цилиндров |

Пробка сливного отверстия радиатора |
При сливе охлаждающей жидкости автомобиль должен стоять на ровной горизонтальной поверхности.
Тип охлаждающей жидкости - Тосол А-40.
Предупреждения
Заменяйте охлаждающую жидкость только на холодном двигателе.
Охлаждающая жидкость токсична! Будьте осторожны при работе с ней.
Перед отворачиванием пробок подставьте под двигатель и радиатор емкости для слива жидкости.
При пуске двигателя пробка расширительного бачка должна быть закрыта!
Примечание
 |
Уровень жидкости в бачке должен находиться между метками "MIN" и "МАХ" |

1. Отверните болты крепления защиты картера и снимите ее. |

2. Откройте капот и отверните пробку расширительного бачка. |

3. Откройте кран отопителя, передвинув ручку на панели приборов вправо до упора. |

4. Отверните пробку сливного отверстия радиатора, предварительно подставив под нее емкость. |

5. Отверните пробку сливного отверстия блока цилиндров, предварительно подставив под нее емкость. Дождитесь, пока жидкость полностью сольется, после чего заверните пробки. |

6. Ослабьте хомут и отсоедините шланг подогрева от штуцера карбюратора. |
 |
|
|
7. Заливайте в расширительный бачок охлаждающую жидкость до тех пор, пока она не начнет вытекать из штуцера карбюратора. Установите шланг на место и затяните хомут.
8. Залейте жидкость до необходимого уровня. Пустите двигатель и дайте ему поработать 2-3 мин на холостом ходу, чтобы удалить воздушные пробки из системы охлаждения. Проверьте, нет ли следов подтекания в системе. Остановите двигатель, еще раз проверьте уровень и долейте при необходимости жидкость в бачок. |
Система охлаждения. ВАЗ 2109
|